Виды люстр
Если вы отправляетесь в салон светотехники и точно знаете какой светильник вам нужен, то это ещё не значит, что вы сможете точно сформулировать свои пожелания продавцу-консультанту.
Если вы отправляетесь в салон светотехники и точно знаете какой светильник вам нужен, то это ещё не значит, что вы сможете точно сформулировать свои пожелания продавцу-консультанту. Глядя на бескрайний ассортимент различных светильников, можно легко растеряться и запутаться в терминах и названиях. Например, кто не знает, что такое люстра?
Происхождение слова
Странным вопрос кажется только на первый взгляд. Некоторые уверяют, что этот осветительный прибор просто обязан иметь больше одного источника света, то есть несколько лампочек. Другие считают, что основным признаком люстры является её паукообразная конструкция с торчащими в разные стороны элементами арматуры. Кто-то уверяет, что так можно назвать всё, что крепится к потолку. Дальше всех пошли «специалисты», пытающиеся перечислить отличия люстры от светильника.
Путаница с «люстрой» действительно имеет место быть. И проблема заключается в лингвистических тонкостях. Разобраться как подсвечник стал канделябром, когда и почему тот стал называться жирандолью, а не гирандолой (итал. «огненным колесом»), и чем люстра с точки зрения этимологии отличается от торшера и бра теоретически возможно. Но тема эта более, чем дискуссионная. Поскольку в разных языках для обозначения того или иного объекта или явления исторически уже устоялись конкретные термины, предлагается простая констатация факта. Будем считать, что люстра – это потолочный декоративный светильник с различными элементами для рассеивания света, обеспечивающий равномерное бестеневое освещение помещения. В русский язык слово попало из французского (lustre) и переводится как «сияние» или «блестящий». С английского, итальянского и испанского, кстати, аналогично. Можно сказать, что название отражает суть предмета вполне адекватно.
Немного фактов, проливающих свет на историю люстры
В ХII веке в православных храмах под потолком располагался хорос - круглая конструкция в виде колеса со вписанным крестом, на которой расставлялись 12 свечей по числу апостолов. Со временем форма хороса усложнялась, его стали украшать орнаментами и сценами из библии. Конструкция стала содержать несколько ярусов и напоминала конус, обращённый вершиной к потолку. Количество ярусов зависело от высоты храма, а убранство от щедрости прихожан. Главный светильник получил название «паникадило», искажённое от греческого слова «поликадило» - многосвечие. Позже принцип конструкции светильника стал использоваться для освещения во дворцах и домах знати Византии.
В эпоху Возрождения искусные венецианские мастера стали создавать потолочные светильники из стекла, которые явились настоящими шедеврами. Когда в XVI веке началась активная добыча горного хрусталя, подвесная конструкция для освещения, украшенная множеством сверкающих элементов, приобрела свою заслуженную популярность. Внутренние храмовые пространства и высокие залы богатых домов стали выглядеть совершенно по-иному. Игра света на гранях хрусталя производила куда большее впечатление, чем обычные свечи. Интерьер, в центре которого красовалось такое великолепие, недвусмысленно свидетельствовал об общественном статусе владельца.
Чуть позже появилось и название для таких конструкций. Поначалу люстрами считались только хрустальные светильники, но вскоре так стали называть и все остальные сооружения, подвешенные к потолку для освещения.
С момента открытия электричества конструкция люстр и используемые для ее изготовления материалы сильно изменились, но принцип остался прежним — должно быть ярко и красиво.
Конструкция
Внешне люстра может выглядеть самым причудливым образом, но в конструктивном плане любой световой прибор этого вида состоит из следующих элементов:
- каркас — арматура или подвес в зависимости от типа люстры;
- источник света — различные сменные лампы или встроенные светодиоды;
- патрон — тип цоколя зависит от вида ламп;
- декоративная деталь — плафон, отражатель или рассеиватель;
- электрическая проводка;
- кронштейн крепления.
По принципу монтажа все люстры условно делятся на подвесные и потолочные.
Подвесные люстры
Подвесные люстры крепятся на вмонтированный в потолок крюк с помощью цепи, металлической струны или стойки. Подобные конструкции, как правило, достаточно громоздкие, занимают много места и поэтому применяются в просторных помещениях с высокими потолками, чтобы люстра не мешала перемещению по комнате. В данном случае люстра выполняет функцию центрального источника света и в то же время играет важную декоративную роль для формирования интерьера. Благодаря разнообразию форм подобрать декоративные светильники-подвесы для помещения любого назначения не составит труда.
Потолочные люстры
Потолочные люстры жёстко монтируются на потолок с помощью специальной планки. Источники света располагаются близко к основанию конструкции и световой прибор не занимают большое пространство, поэтому идеально подходят для комнат высотой до двух с половиной метров. Из-за своего расположения относительно потолка люстры данного типа обеспечивают меньшую освещённость, чем подвесные.
В комнате с натяжным потолком к люстрам, как и к освещению в целом, предъявляют более строгие требования. Если светильник оснащён плафонами с лампами накаливания или люминесцентными источниками света, то направлены они должны быть вниз. В противном случае из-за высокой температуры потолок может изменить первоначальный цвет или, в худшем случае, оплавиться. Минимальное расстояние от плафона или лампы до потолка ограничено 20 сантиметрами. Если существует необходимость приобретения люстры, чьи лампочки и рожки направлены вверх, то расстояние в таком случае необходимо увеличить до 40 см, либо выбрать модель с люминесцентными источниками света или светодиодными лампами.
Для глянцевого покрытия желательно выбирать светильники, обеспечивающие рассеянный свет, например, люстры с матовыми плафонами.
Назначение
В большинстве случаев люстра предназначается для обеспечения общего освещения в помещении. Помимо этой основной своей роли люстра прекрасно справляется с задачей организации дизайна интерьера. Нередко она служит аксессуаром для дополнения внутреннего убранства комнаты, а иногда, наоборот, выступает в качестве его основы.
При выборе основного источника света следует учитывать, что правильное решение для создания гармоничного законченного интерьера зависит от функционального предназначения комнаты. Большое разнообразие форм и размеров, предлагаемое сегодня производителями, позволяет подобрать модель для любого помещения.
Люстра для гостиной
Гостиная или зал являются парадными помещениями в доме и квартире, и должны иметь яркий оригинальный дизайн в сочетании с практичностью. Под стать обстановке должна быть и люстра. Она должна выступать в роли центрального элемента интерьера и задавать атмосферу всего пространства. Лучше всего сюда подойдёт классическая модель с обилием хрустальных компонентов. Выбор подвесной или потолочной конструкции зависит от высоты потолков, но и в том, и в другом случае светильник должен привлекать к себе внимание.
В гостиной часто собираются все члены семьи, приходят гости, поэтому свет должен быть мягким и умиротворяющим. Атмосферу гостеприимства помогут создать лампы с тёплой температурой света. В некоторых случаях когда комната имеет прямоугольную вытянутую форму, то имеет смысл симметрично расположить две одинаковые люстры. В качестве дополнения к основному освещению можно использовать зональную подсветку. Для этого подойдут светильники, создающие направленный световой поток. Обязательным условием для применения дополнительных источников света является соответствие их дизайна стилю люстры.
Люстра для спальни
В этой комнате всё должно располагать к спокойному отдыху. Люстра как основной источник света, должна обеспечивать мягкое рассеянное освещение, поэтому лучше выбрать потолочную конструкцию с матовыми плафонами, особенно, если спальня имеет небольшие размеры. Стоит обратить внимание на наличие у светового прибора дополнительных функциональных особенностей — тип используемых ламп, возможность регулировки интенсивности освещения, принцип включения. Как правило, для спален подбирается комплект светильников — люстра вместе с однотипными настольными лампами, бра или торшерами.
Люстра для детской комнаты
Эта комната требует особого внимания. Основным критерием при выборе люстры для детской является безопасность. Какими бы красивыми и стильными ни выглядели светильники с хрустальными и стеклянными элементами, от них лучше отказаться. Предпочтение следует отдать таким материалам плафонов, как качественный пластик или текстиль. Дизайн люстры для детской комнаты может быть сдержанным и нейтральным, или, наоборот, акцентирующим на себе внимание. Современный ассортимент световых приборов позволяет подобрать оригинальные и интересные модели люстр в форме героев мультиков или смешных животных.
Люстра для кухни
Как и для любого другого помещения, выбор осветительного прибора для кухни зависит от размеров помещения. Чаще всего потребители отдают предпочтение компактному потолочному светильнику из материалов, устойчивых к воздействию влаги и жировых загрязнений. Лучший выбор — это металл. Можно использовать стеклянные плафону с гладкой поверхностью, чтобы люстру было проще мыть. Естественно, в дополнение к центральному освещению нужно применять подсветку рабочей поверхности и обеденной зоны. Над столом для создания атмосферы уюта можно повесить люстру на длинном подвесе.
Для ванной комнаты и прихожей
В ванной люстра используется крайне редко, но если такое решение принято, то выбор, как правило, ограничивается компактной моделью, которая должна соответствовать требованиям к световым приборам для помещений с повышенной влажностью. Монтируется люстра как можно дальше от источника влаги. Стандарт защиты от пыли и влагоустойчивости маркируется на упаковке светильника символом «IP» с двумя цифрами. Вторая цифра означает как раз класс защиты от влаги. Первый класс позволяет использовать светильник на расстоянии не менее 2,5 метров от ванны или душевой кабины. В непосредственной близости от водопроводного оборудования можно устанавливать люстры с 4-ым или 5-ым классом защиты. Что же касается температуры свечения, то предпочтение лучше отдавать холодному белому свету.
В прихожей обычно используется потолочная модель с ярким, но в то же время не резким светом. Хотя если комната небольшая, от люстры стоит отказаться вовсе в пользу точечных светильников и дополнительной подсветки зеркала и платяного шкафа.
Материалы
Стекло и хрусталь
Стеклянная люстра выглядит изящно и элегантно. Богатство расцветок и форм позволяет удовлетворить самый взыскательный вкус любого покупателя. К этому достоинству световых приборов из стекла стоит добавить их устойчивость к ультрафиолету, перепадам температур и безразличие к воздействию бытовой химии. Единственный недостаток — хрупкость. Стекло можно повредить при неаккуратном обращении во время монтажа или чистки изделия.
Хрустальные люстры традиционно ассоциируются с роскошью. Подобные светильники стоят дороже своих стеклянных аналогов, но ослепительный блеск и мелодичный звон хрустальных подвесок как нельзя лучше гармонируют с респектабельными классическими интерьерами просторных помещений.
Особое место в перечне стеклянных и хрустальных люстр занимают изделия производителей с мировыми именами. Разве кто-то не слышал про знаменитое богемское стекло. Люстры из Чехии издревле были в цене благодаря строгим изысканным формам и своему безупречному качеству. Секреты и традиции производства передавались из поколения в поколение и были унаследованы современными стеклодувами.
Ещё более известными являются люстры из венецианского стекла с острова Мурано. Итальянцы готовы признать первенство французских мастеров в изготовлении хрустальных люстр, зато уверяют, что по изяществу венецианские светильники не имеют себе равных.
Светильники из прозрачного стекла, обильно украшенные гирляндами и подвесками из бусинок, капель и цветов всегда покоряли своей красотой и заявляли о высоком статусе владельца. Даже современное производство венецианских люстр – это, фактически, ручная работа. Стеклодув располагает всего одной-двумя минутами для того, чтобы придать будущему светильнику неповторимую форму. Итальянские мастера постоянно экспериментируют с цветом, добавляя в кремневую смесь различные химические составы. Удачные попытки хранятся в строжайшей тайне, хотя сегодня уже известно, что медь и кобальт позволяют получить стекло цвета морской волны, а золото придаёт рубиновый оттенок. Стоит ли удивляться цене люстры из муранского стекла красного цвета? Не меньшую ценность представляет элегантные и воздушные светильники из абсолютно прозрачного стекла, которое сами итальянцы называют кристально-чистым.
Если заводить разговор о «примесях», то, по общему мнению, явным лидером окажется австрийский бренд «Сваровски». Высокое содержание в хрустале двуокиси свинца делает материал необыкновенно плотным, обеспечивая тем самым сильнейшее светопреломление в гранях кристаллов. В производстве хрустальных подвесок на фабриках «Сваровски» применяются высокоточные прецизионные станки для обработки хрусталя и компьютерное моделирование изделий. Отличить продукцию компании от конкурентов сможет на глаз даже непрофессионал. Тем не менее, на все кристаллы «Сваровски» наносится фирменная лазерная гравировка, как на бриллианты.
Не повод отказываться от изысканного хрустального светильника из-за его высокой цены. Обратите внимание на египетский бренд Asfour, который настойчиво наступает на пятки своему австрийскому собрату. Являясь представителем средней ценовой категории, изделия из египетского хрусталя не уступают ни по качеству исполнения, ни по утончённости и оригинальности стиля.
Пластик
Современная промышленность выпускает такое множество разнообразных видов пластмасс и полимерных материалов, что пластик встречается буквально повсюду. Не является исключением и отрасль, специализирующаяся на производстве осветительных приборов. Благодаря своей низкой стоимости и простоте изготовления люстры из пластмассы представлены на рынке световой техники наиболее широким ассортиментом.
Конечно, пластиковые плафоны не могут похвастать роскошным внешним видом, зато отличаются максимальной функциональностью и удобством при эксплуатации. Помимо этого, свойства исходного материала позволяют штамповать светильники самых разнообразных форм и расцветок.
Недостатком пластиковых люстр можно считать содержание в составе плафонов некоторых вредных для дыхания человека материалов, которые могут выделяться при контакте с нагретыми лампами.
Дерево
Для производства некоторых моделей осветительных приборов может применяться такой экологически чистый материал как дерево. Светильники получаются с особым шармом, но подобные модели удачно вписываются только в интерьер загородных домов и коттеджей. С одной стороны, они способны создать в комнате уютную, тёплую атмосферу близости к природе. С другой, дерево сильнее других материалов подвержено воздействию внешних факторов и считается наиболее неудобным при поддержании чистоты.
Текстиль
Этот материал считается беспроигрышным при организации освещения в интерьере в стиле прованс, кантри или английского сельского стиля. Люстры с тканевыми абажурами создают вокруг себя специфическую ауру деревенского дома. Однако, приходится отметить, что такие светильники особенно подвержены всякого рода загрязнениям. Кроме того, если не используются светодиодные лампы, приходится ограничивать мощность источников света во избежание возможного возгорания из-за их сильного нагрева.
Источники света
Конструкция люстры, её размер и пропорции, материал арматуры и плафонов светильника оказывают существенное влияние на выбор того или иного конкретного осветительного прибора. Но не стоит забывать, что главная составляющая любого светильника — это источник света. В качестве этого важного элемента в современных люстрах могут выступать классические лампы накаливания, галогенные лампы, люминесцентные и светодиодные источники.
По типу цоколя традиционные лампочки для люстры подразделяются на резьбовые (маркируются на упаковке символом «Е») и штырьковые (по аналогии - «G»). Выбор цоколя определяется типом светильника и размером его плафонов. Наиболее распространёнными в бытовых условиях считаются Е14 и Е27 (числа означают диаметр цоколя в миллиметрах) и GU10 и GU5.3. (здесь указано расстояние между штырьками).
Найти в магазинах люстры с обычными лампами накаливания всё ещё не проблема, хотя считается, что эти лампочки доживают свой век. Тем не менее, потребители не спешат расставаться с ними благодаря двум их неоспоримым достоинствам — низкой цене и качественной цветопередаче, которая приближается по своим параметрам к естественному солнечному свету. На другой чаше весов — низкий КПД, большое энергопотребление, сильный нагрев и ограниченный срок эксплуатации. И эта чаша перевешивает с каждым годом всё сильнее.
Галогенные по принципу действия – это те же лампы накаливания, поэтому обособление их в отдельный вид можно считать весьма условным. Усовершенствование заключается в применении паров йода или брома в стеклянной колбе, за счёт чего удаётся достичь более высоких значений излучаемого светового потока и увеличить срок службы лампочки. Применение в осветительных приборах «галогенок» исключает возможность регулировки уровня освещённости, так как при работе вполнакала лампа быстро выходит из строя. При этом греется галогенный источник света даже сильнее, чем классическая «лампочка Ильича».
Люминесцентные лампы гораздо долговечнее двух предыдущих и экономнее в плане энергопотребления. В отличие от ламп с металлической спиралью, источником светового излучения здесь служит слой люминофора, покрывающий стеклянную колбу изнутри.
Лампы характеризуются достаточно высоким КПД, длительным сроком эксплуатации и отсутствием нагрева колбы и цоколя. К недостаткам можно отнести мерцание лампы при плохом контакте с электропроводящей частью или перепадах напряжения. Помимо прочего, из-за содержания паров ртути в колбе возникают проблемы с утилизацией отработавших ламп.
Светодиодные лампы отличаются от своих конкурентов экономичностью и самым длительным сроком эксплуатации из всех известных источников света. Они практически не нагреваются при работе, так что их можно использовать даже в люстрах с бумажными абажурами. Светодиоды могут работать в системах с регулировкой уровня освещённости, имеют хорошие показатели цветопередачи, а также позволяют выпускать источники света самых разнообразных форм и размеров. Несмотря на высокую пока стоимость, светодиодные лампы завоевывают всё большую популярность у потребителей и понемногу вытесняют с рынка своих соперников.
Отдельно от этого перечня стоит упомянуть так называемые филаментные лампы. Это нечто среднее между лампами накаливания и светодиодами. Филамент (в переводе с английского «нить накаливания») представляет собой стержень из керамики или стекла, на котором размещена цепь из миниатюрных светодиодов. Стержень со светодиодами покрывается люминофором и помещается в стеклянную колбу. Внешне это выглядит как стилизация под традиционную лампу накаливания.
Первые филаментные лампы имели небольшой световой поток и поэтому выпускались исключительно для декоративных целей. Современные технологии способствовали появлению на рынке филаментных источников света с вполне достаточным световым потоком, чтобы составить конкуренцию обычным лампам накаливания и обеспечить полноценное освещение. Такие лампы сегодня великолепно смотрятся в хрустальных люстрах. Правда, стоят они пока дороже обычных светодиодных источников света.
Люстра в интерьере – это не только освещение, но и украшение, зонирование или способ расстановки акцента. Стоит отнестись к ее выбору серьезно, ведь от этого зависит внешний вид помещения.
Есть производители, которые в эпоху высоких технологий создают осветительные приборы с использованием ручного труда. В период глобализации их продукция сохраняет национальный колорит. Изделия с элементами ручной работы в наши дни особенно высоко ...
Энергосберегающие лампы приобрели широкую популярность в последние годы. Это обусловлено сразу двумя мощными факторами: резким ростом цен на электроэнергию и увеличением количества осветительных приборов, используемых человеком.
Один из современных трендов в оформлении интерьеров – использование спотов. Споты представляют собой точечные светильники, оснащенные поворотными плафонами.